Говорить с Городом

Как часто вы разговариваете с городом, в котором живете? Звоните ли ему время от времени по стационарному телефону? Справляетесь ли о его самочувствии? Вижу, что вы смеетесь над моими вопросам. Чудненько. Вы, наверняка, уверены, что город - безмолвен и не умеет говорить. На самом же деле он никогда не молчит. И слова его - это поступки и чувства живущих в нем людей. Город декламирует сонеты и штампует некрологи, чеканит заметки и сплетает романы, упражняется в рассказах и плюется афоризмами. Детективы, любовная "бульварщина", мистический реализм, сатира, эпосы, военная лирика... Все это он проговаривает своими " - ами" (французы бы сказали "mon ami"). Вот так и Горловка. Хочешь услышать ее - наблюдай за горловчанами, каждый день составляя тезаурус печалей и радостей этого города Вечной Осени. 

Время от времени в "этих ваших интернетиках" мне на глаза попадаются материалы бывших/переехавших/заскочивших-на-пару-дней в Горловку жителей. Да-да, я знаю, что профессор Преображенский рекомендовал "не читать никаких газет", поскольку теряешь в весе, понижаются коленные рефлексы, становится скверным аппетит, а состояние духа - угнетенным. Но я еще не настолько ушел в себя, чтоб полностью отречься от информационного поля снаружи. Поэтому нет-нет, да и читаю впечатления "бывших". 

 

Может, они когда-то и любили этот город, но потом расстались с ним. Кто кого бросил/предал/не оправдал надежд - уточнять не будем. Не суть важно. Важнее то, что в своих "повествованиях" они скрупулезно отмечают все мелочи возрастных изменений "некогда любимой" - скверный характер, морщинки на лице, запах недорогих духов... И , конечно же, злорадствуют по поводу ее нынешнего материального положения. Все это, вроде, и нормально среди людей (своеобразное самоутверждение за чужой счет). Кроме одного обстоятельства. Расстались-то они в тот самый момент, когда "любимую" (или, может, и не любимую никогда, а ту, с кем были исключительно по стечению обстоятельств, в том числе физиологического характера) избивали. Не помогли ей, а бросили. Теперь, глядя на ее заштопанные колготки, эти "бывшие" покачивают головой и приговаривают "вот помню на третьем курсе мы с ней зажигали на дискотеке, а теперь так не потусим". Конечно, не потусят. У "бывшей" ноги-то сломаны. И научиться заново ходить ей помогают либо "бывшие", которые ее продолжают любить, хотя и женаты давно на других... Либо те, кто неприятен "заскочившим-на-пару-дней" с позиции политических убеждений. Но, согласитесь, идеология не столь важна, когда речь идет о жизни и смерти человека, которого любил. 

 

И если заезжающие-на-время в город "горловчане" сравнивают его с тем, что когда-то видели до войны, то у живущих здесь на шкале сравнений отправной точкой стоит военное время. Первые сетуют на то, что город не столь многолюден, как при "закладке Собора", а мы рады тому, что людей здесь намного больше, чем во время "попадания у Собора". Они сравнивают сегодняшнюю Горловку с той, что была здоровой, а мы с той, которую резали на операционном столе и она могла вот-вот умереть. Да, сейчас ей тяжело, но она уже может говорить и с трудом, но подходит к окну. Скажите, как объяснить никогда не видевшим послеоперационных больных свою радость от того, что близкий тебе человек выжил? Как объяснить, что при виде порезов и бледного лица не стоит цокать языком, мол "пары метров пробежать не можешь? ну и слабак же ты". 

 

Быть может, я чрезмерно наивен, но неужели эти заглядывающие-в-гости на самом деле надеются увидеть в городе, где до сих пор ведутся военные действия, развитие и процветание? Или они для того и приезжают сюда, чтобы лишний раз пнуть лежачего, после свалив в иной, мирный, город (развивавшийся стараниями тех, кто его любил и любит)? Или эти пинки - по доброте душевной, чтобы обратить внимание властей на проблемы? Тогда зачем вытаскивать на свет те проблемы, которые есть и в ваших, новых, не знавших войны, городах? У вас там, куда вы уже возвращаетесь из "гибнущего мира", нет проблем с отоплением, вовремя и достойно платят медикам и педагогам, идеальные дороги, чистые и благоустроенные подъезды, низкие цены по отношению к зарплатам, вовремя вывозят мусор, нет остановившихся предприятий? Есть. У вас там нет одного - войны, а проблемы, я уверен, те же. Правда, вы там не фотографируете каждую трещинку, а скорее всего заняты просмотром и руганью с телевизором. А мы и те, кто хоть и далеко от города, но с гордостью до сих пор называет себя "горловчанином" и переживает с ним его беды, верим в Горловку. Верим и стараемся поставить ее на ноги.

 

Одна из читательниц как-то написала мне: ""Бережное отношение к среде коррелируется с убеждениями, не зависящими от того, где ты находишься и сколько мест меняешь на единицу времени. Ты будешь убирать везде и всегда, и уют наводить, если ты человек мира, любящий мир, а если нет, то хоть протри штаны на одной улице - свиньей и останешься". Вот в этом и смысл разговора с городом. Не важны политические, религиозные или социальные взгляды - важно то, что ты делаешь для него. Во благо или во вред. Какой тон задаешь "словам". И если ты его хоронишь, то, прежде всего, вырой могилу внутри себя. Зачем? Не пристало носить в себе труп горловчанина - слишком много вони.

Write a comment

Comments: 0