Особое мнение: брать или не брать? Пособие для начинающих горловских коррупционеров

Коррупция. О, сладчайший из грехов украинского чиновника! Корень всех бед нашей державы и ее же главный принцип существования. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Не подмажешь - не поедешь, а подмажешь - ехать не на что: все на подмазку уйдет». Так, скрипя механизмами, и катится украинская государственная машина к светлому и прекрасному будущему. Правда, не нашему с вами, а расхитителей и мздоимцев. Сколько они зарабатывают и какие у них квартиры – народным массам знать необязательно. Не то, чего доброго, акцию гражданского неповиновения устроят или автомобиль кому из функционеров сожгут.

foto Ilya Varaksin
foto Ilya Varaksin

С коррупцией в нашей стране бороться любят. Однако сколько бы не старались ее победить, она, словно демоническая неваляшка, поднимается вновь и вновь. Чего уж только не придумывали народные избранники: и обязательное декларирование доходов-расходов вводили, и кодексы этики для госслужащих принимали, и даже антикоррупционные законы набело переписывали. Умаялись, бедняги. А ты гляди – чиновники все одно находят лазейки, чтоб урвать лакомый кусочек и с большими братьями не поделиться. Ну, а делиться-то надо. Не то схватят надлежащие органы за руку при передаче, к примеру, 17 тыс. грн., и упекут во временный каземат. Чтоб подумал хорошенько. А могут же и примером сделать... показательным. Для народа.

 

Так с чего же начинается Родина? Все также – с картинки, но, увы, не в букваре. Зеленый прямоугольник размером 156х67мм, из середины которого грустно взирает буржуйский лысоватый дядя. Подобное изображение снится работникам всех служб и инстанций, клеркам, инспекторам и служителям правопорядка. А заодно и тем, кто считает, что «право имеет». Так, может, коррупция – это вирус, передающийся неким экзотическим путем? Может. Только вот лекарство против него – не более чем плацебо. Кого в этом винить? По большому счету, уже некого. Явление коррупции не менее старо, чем само человечество. Просто однажды кого-то посетила «гениальная» мысль: «Дай вождю племени половину мяса и получишь место ближе к костру». И лишь в постсоветских странах сей закон, действовавший веками, трансформировался в «платить нужно всем, но результат не гарантирован».

 

О конкретных горловских коррупционерах я говорить не стану. Ибо подобные высказывания (в свете неофициально стартовавшей предвыборной гонки) могут придать моим словам явный политический оттенок. Обличать – удел общественных деятелей. А коррупция покорна не только всем возрастным и гендерным группам, но также партийным и общественным. В ее основе лежит обыкновенный людской эгоизм. Человек хочет жить хорошо и этого стремления у него не отнять. У чиновника же (должностного лица, наделенного властью, а потому считающего себя выше других) это желание на протяжении десятилетий расцветает буйным цветом. Можно ли его в этом винить? Лишь в том случае, если реализация этой общечеловеческой мечты пагубно сказывается на благосостоянии окружающих.

 

Первая причина «рождения» коррупции – бедность. Допустим, вы – молодой специалист, работающий в службе по копанию ям (прокуратуре, больнице, горисполкоме и т.д.). Мама с папой вас воспитали, как человека честного и добропорядочного. У вас есть ребенок, жена и зарплата… 1200 грн. в месяц. У жены, которая работает младшим бухгалтером в Управлении по озеленению терриконов, оклад чуть ниже. Живете вы так года три, а потом становитесь бригадиром. Но как-то вечером, разглядывая дырку на носке, понимаете – надо что-то менять. Вспоминаете, как давеча знакомые строители предлагали по накладной пропустить вместо одной ямы – три. За каждое«недокопанное» углубление – 50 грн. Что делать? Вздыхаете и соглашаетесь. Через год вы уже начальник и «зарабатываете» на сотнях таких фиктивных ям. А через двадцать лет – бац! и министр ямокопания Украины. Только вот мосты, сваи которых должны были стоять в ваших ямах, к этому времени начали разрушаться. Зато у Вас (вернее у жены) – Lamborghini, дача в Крыму и магазин модной одежды. Сын – в Оксфорде, отпуск – на Гоа.

 

Вторая причина – дефицит специалистов и, как следствие, искусственные очереди. Работник, вкалывающий за троих сокращенных коллег, рано или поздно приходит к мысли, что уровень зарплаты и объем выполняемых им работ находятся не в равном соотношении. А тут еще под дверьми бушует толпа посетителей. И вот кто-то «особо спешащий» говорит заветную фразу: «Можно как-то побыстрее мое дело решить?». В памяти всплывают тот самый носок, приевшиеся макароны и покупка стиральной машины. И вы решаете дело «побыстрее», находя этому поступку свое объяснение: «Я не беру взятку. Я компенсирую то, что мне не дает государство». Так знающие себе цену специалисты (неважно – слесари, врачи или участковые) начинают «бороться» с государством за право на достойную жизнь. Проходит время и под кабинетом образуются две очереди – обычная и «срочная». Устанавливаются тарифы, формируется рынок «услуг». Такое положение дел начинает устраивать всех. Ведь удобно же.

 

Третья – отсутствие четкости в документообороте. Знаете ли вы, сколько в нашей стране существует бюрократических бумаг, которые можно «туманно» оформить? К примеру, составляем «Программу инвестиционного развития ямокопания города» и вписываем в нее покупку Toyota Prado c формулировкой «служебная машина для хозяйственных нужд». А в «Программе социального благоустройства» указываем – «постройка двухэтажного здания для поселения рабочих». Прилагаем смету. Обычные люди эти «филькины грамоты» читать все равно не станут, журналисты – не поймут, а с утверждающим их «собратом» можно «договориться». Таким образом, у чиновника появляется машина и дача. Вы даже себе не представляете, сколько денег оседает в карманах наших функционеров, десятилетиями «осваивавших» подобные Программы. Кто бы мог подумать, что благодаря умению расставлять в предложениях слова можно расхищать десятки тысяч гривен! Выкопать 10 ям, а написать 30. Куда, спросите, делись средства на выкапывание оставшихся 20-ти? Греют подушки. «А что это вы, Егор, чужие деньги считаете, а?»,- спросит меня любопытный читатель. Ох, если бы чужие.

 

Кроме того, топи крючкотворства – благодатная почва для чиновничьего вымогательства. Простые горловчане, как правило, не знают и не понимают законов. Что и позволяет слугам народа недоплачивать, недоделывать и оставлять «без рассмотрения» наши дела. Так, придя в Управление ямокопания, вы можете не знать, что его работники обязаны выкопать яму в течение семи дней с момента подачи заявки. Посему приходится «ускорять процесс». Не хотите? Тогда сходите еще в Отдел по земельным углублениям Управления коммунального возведения. Да, и поставьте еще пять подписей вот в этих службах (список прилагается). А уж если вы пришли в ведомство, которое занимается определением выплат (льгот, компенсаций и т.д.) или разрешением чего-либо, то тут уж без барашка в бумажке не обойтись. Почему? Из-за дяди Пети, который сидит в кресле и наслаждается возможностью «разделять и властвовать». И доказывай ему свои права хоть до морковкиного заговенья. Судиться? Вы себе-то верите? Уж где-где, а там коррупция… точно никогда не ночевала.

 

Четвертая причина – застой в функционировании госаппарата. Как правило, молодой специалист, приходя на госслужбу, пытается что-то изменить и сделать лучше. Ведь идеализма-то много, да и инициатива бьет ключом. В итоге он сталкивается с отлаженным еще с советских времен механизмом госмашины. Каждое его новаторство наталкивается на уставший взгляд опытных «бойцов»: «Книжки, говоришь, читал? Вот, что я тебе скажу: работало оно годами, и будет еще работать. Ошибешься – вылетишь со службы. Тебе это надо?». И молодой специалист понимает, что оно-таки ему «не надо», и начинает постигать азы бюрократии. От бессилия привыкает, а весь его пионерский огонь угасает. И ладно бы этот механизм работал, как тридцать лет назад. Однако с каждым годом бюрократическая система дряхлеет, приходя к самым извращенным формам функционирования. А взятки, «откаты» и «подковерное» лобби воспринимаются как часть устоявшейся системы.

 

Пятая – чересчур тесная дружба власти и бизнеса, а также монополизация государством определенных видов деятельности. У чиновника, контролирующего тот или иной вопрос, всегда возникает искушение заработать на нем в качестве предпринимателя. Этот-то соблазн и приводит к появлению частной компании по ямокопанию, либо же «приделыванию ног» бывшему ГП «Копание ям». В горсоветах друзья-депутаты пробивают выделение государственных средств для такой конторы. Она работает, выполняет госзаказы, а на счет двоюродного брата нашего «службиста» потихоньку капают деньги. Чудесным образом компания выигрывают тендер на копание самой большой ямы под Евро-2012. После чего за меньшие деньги нанимается фирма-конкурент (непрошедшая торги), которая и выполняет всю работу. Разница идет в карман чиновника. А если копание необходимой ямы не хочет согласовывать какая-то из городских служб, то, используя влияние и связи, можно на нее слегка надавить. Специалистам службы достаточно намекнуть на увольнение «по звонку». Работу в таком городе, как Горловка, маленькому человеку найти сложно. И вот уже дорога для деятельности свободна.

 

Вторая сторона этого вопроса – «откаты». На них живут чиновники, не имеющие бизнес-жилки. Главное найти предприятия-«доноры» и выстроить с ними партнерские отношения. Чиновник получает процент за работу, а компании – возможности скрыть факты нарушений, перекрыть кислород конкурентам и освоить государственные Программы. Последнее для большинства частных компаний – чуть ли не золотая мечта. Почему? Да ведь это неисчерпаемый источник по «недокапыванию ям». К примеру, в вопросе ремонта дорог, энергосбережения, улучшения экологии, поставок медикаментов, строительства жилья и перевозок. Будучи начальником, можно привлечь к получению «откатов» и своих подчиненных – увещеваниями, угрозами, либо же поставив в безвыходное положение. И уже через них брать взятки с предпринимателей – т.н. «процент начальству». Зачем все так сложно? В случае неприятностей с правоохранителями всегда найдется виновный, которого упекут в СИЗО. А начальник тут ни при чем, он просто «не знал, какой содом творится под сенью его храма». Хуже, если чиновник-коррупционер получил свою должность путем народного избрания. Тут «темные дела» уже принимают характер возврата денег бизнесу, который «потратился» на выборы. Ну, о коррупции в бизнесе и на выборах все же в другой раз. Темы заслуживают отдельного разговора.

 

Последняя, шестая причина – народная традиция. Сей корень зол, вне всякого сомнения, должен быть вынут одним из первых. Однако он настолько «вкусен», что я оставил его напоследок. Коррупцию невозможно победить, пока мы сами всячески поощряем и культивируем ее. «Ты что, не знаешь КАК этот вопрос решается?», - говорит жена мужу, не договорившемуся с сантехником. «Ну, ты и лох! Ты не взял с нее денег?», - удивляются друзья-медики, которым терапевт рассказал о своем отказе принять «благодарность» пациентки. «Сынок, возьми. Хоть детям конфет купишь», - протягивает деньги отзывчивая бабушка за безвозмездную помощь. Выставив магарыч в благодарность специалисту сегодня, мы обречены столкнуться с ним в роли «требующего» начальника завтра.

 

Пускай наши «презенты» - это заслуженная плата врачам, учителям, сантехникам, токарям, водителям и иным представителям трудовых прослоек. А за что получают благодарности чиновники? За красивую подпись и хитрое перекладывание бумажек? Мы воспитали целый класс людей, которые греют руки на волоките и невыполнении своих прямых обязанностей. При этом чем больше человек зарабатывает денег, тем выше у него возрастает чувство собственного величия. Не потому что он – профессионал, а потому, что умеет «вертеться». Но удивительно в этом то, что и окружающие начинают его уважают. А позвольте спросить – за какие такие заслуги? Неужели у него есть талант, как у спортсмена, музыканта или поэта? Чиновники - это нанятые для управления процессами работники. Хотя 90% из них не умеют даже этого. Но, приходя к ним на прием, ты всегда в чем-то виноват. Как будто ты ему что-то должен.

 

И тут возникает вопрос – а почему они так к нам относятся? Может, потому что мы с вами позволяем им это? Горловская общественность слишком пассивна, чтобы предъявить претензии к работе тех или иных служб и их руководителям. Проблема не в том, что у нас плохой мэр или чиновник. Они обычные, как и везде. Проблема в том, что мы не хотим их заставить работать. Я не сторонник «веселых» общественных деятелей и пост-оранжевых оппозиционеров Горловки. Не уверен, что кто-то из них способен решить наши проблемы. Но если мы хотим жить в благоустроенном городе – мы сами обязаны контролировать власть. Это тоже разговор на отдельную тему.

 

Так как же победить коррупцию? Этому вопросу посвящены библиотеки, зачастую даже Александрийские. Распутать «теневой клубок» очень сложно. Силовой метод решения? Вряд ли. Хотя если за каждый «левый» заработок чиновнику будет грозить штраф в 200 тыс. грн. и пожизненное заключение.... Но мы же гуманистическое общество. А, может, легализовать взятки, превратив их в официальные «экспресс-услуги», плату за лобби и особый налог государству? Но так ведь пропадет равенство возможностей в нашем обществе. Согласно Конституции у нас же все равны. Остается преодолеть бедность, ужесточить контроль государства за деятельностью чиновников и ввести максимальную публичность в деятельности госорганов. Чиновники должны зависеть от граждан. По крайней мере, получать зарплату из общественного сбора. Не работают – не получают зарплаты.

 

Да, еще один немаловажный момент в развитии коррупции – воспитание. Звучит смешно, но это так. Воспитывая детей не потребителями, а полноценными членами общества, обесценивая в их глазах роль денег, мы еще имеем шанс получить лишенное коррупции общество. Чтобы развиваться, человеку необходим стимул. А что же мы получим в будущем, если желания современных детей – навороченный телефон, крутая «тачка» и развлечения? Самую большую коррупционную яму. Не верите? Тогда почему первое место в Украине по уровню коррупции в минувшем году заняла Донецкая область? Увы, но разруха все-таки не в клозетах.

 

(Горловский Медиа Портал)

Write a comment

Comments: 0