Рогатый. Трали-вали. Сарайчик. Как только в сердцах наш народ не именует отечественный электротранспорт. Мне доводилось слышать и совсем уж оскорбительное – пенсионеровоз. Однако сколько бы ни ругали троллейбусы и трамваи, но городам, в которых их нет, словно чего-то не хватает. Возможно, чуточки уэллсовской магии электричества или простой городской романтики, с которой нынче так тесно связан этот вид наземного передвижения. Быть может, все же был прав четверть века назад небезызвестный сын инженера корейского происхождения, вещая о том, что «каждый с надеждой глядит в потолок троллейбуса, который идет на восток».
Надеюсь, вы знаете, что сегодня в развитых странах электротранспорт является основным внутригородским перевозчиком пассажиров. На его долю приходится более 50% всех перевозок. Безусловно, основная причина этого – его относительно высокая экологическая чистота. В свое время советские градостроители отводили трамваям и троллейбусам роль муниципального транспорта будущего. К моменту распада в СССР было более 200 городов, имевших сети электрического транспорта! «Что удивительного?», – спросите вы. К примеру, в США на тот момент был лишь 51 подобный населенный пункт, в Германии – 61, а в Японии – 45. И это не удивительно, ведь троллейбусы и трамваи так близки идеям советского коллективизма. Западному мышлению индивидуалистов тяжеловато было привыкнуть к этой идее. Однако стремительный рост населения крупных городов все-таки убедил «западный мир» в целесообразности и перспективности разработки данного вида общественного транспорта. А что мы? У нас электротранспорт превратился в призрак-мечту «транспортного футуризма». Его похоронила не только дотационная политика государства, но и монополистские амбиции частных извозчиков.
Электрический транспорт – это своеобразное свидетельство «столичности» того или иного города. Такое мнение бытовало еще лет тридцать назад. Если в городе начинали прокладывать контактные линии, значит, у него было большое будущее. Нашему городу повезло, что в советские годы его считали одним из промышленных оплотов Донбасса, а посему наградили собственным электротранспортным сообщением. Уж поверьте, именно повезло. Да еще и как! Мне доводилось бывать в славном городе Снежное, где подобный подарок советской эпохи был умерщвлен Перестройкой еще в эмбриональном виде. И те отдаленные районы (а именно туда и прокладывали линии ГЭТ), где он должен был проходить, сегодня выглядят словно привидения. Чего уж никак не скажешь о поселках шахт им. Ленина, Калинина или Штеровке. Несмотря на то, что для их жителей трамваи являются чуть ли не единственным средством передвижения, они все равно чувствуют себя частью нашего города. До сих пор считается, что если в городе есть собственный ГЭТ, он имеет право претендовать на развитие. Это как один из признаков благоустроенности в определении социального статуса. И тут же хочется спросить: «Да неужели?».
«Уважаемые жители Горловки! К вам обращается коллектив коммунального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление Горловского городского совета» в связи с бедственным положением, сложившимся на предприятии. Коллектив работает на чистом энтузиазме, задолженность по заработной плате достигла уже 3-х месяцев. Нет необходимых запчастей для ремонта трамваев и троллейбусов. Предприятия, отпускавшие раньше материалы и запчасти в долг, теперь отказываются это делать. Если люди, работающие в ТТУ, проявляя чудеса стойкости, еще соглашаются работать бесплатно, то заставить выехать на линию троллейбус без колеса или трамвай без пантографа не представляется возможным», – в начале декабря обратились к жителям города работники местного ТТУ. Крик о помощи – не иначе. А что же власти и горловчане? Первые – вновь начали рассказывать сказки о приобретении 3 троллейбусов и 5 трамваев, отходивших свой век по европейским улицам (в последних придется еще и переделывать колейную ось), и комплексных программах. Вторые – закрыли глаза и махнули рукой на верных «рогатых перевозчиков». Вся эта ситуация уже напоминает не столько фарс, сколько постановку в театре жестокости Антонена Арто.
Три месяца люди сидят без зарплаты, а городская власть заняла позицию – «ну, коль терпят, то и еще потерпят». И я говорю не только о городском голове, а всей управленческой верхушке нашего веселого городка. Мне вспоминается начало октября, когда город оказался неспособным выплатить аванс педагогам. И какое же решение принял депутатский корпус Горловского горсовета? Правильно, отнять деньги у кого-то и отдать учителям. И кто же оказались этим кем-то? «По словам заммэра – начальника департамента финансов горсовета Любови Прилуцкой… на внеочередной сессии горсовета, из заработной платы работников исполкома были сняты 600 тысяч гривен, еще 254 тысячи взяли из других расходов аппарата управления. Помимо этого, 875 тысяч сняты с КП «Простор» и еще 1 миллион гривен взяты с КП «Горловское ТТУ», – совершенно буднично рассказало одного из горловских СМИ о преодолении авансового кризиса среди учителей. Итак, больше всего денег тогда сняли с нищего ТТУ, ежемесячная выручка которого по обоим видам электротранспорта составляет не больше 110 тыс. грн. В то самое время, когда сами горловчане пытались спасти горэлектроранспорт, тщетно покупая благотворительные билетики (которых, к слову сказать, в ноябре купили на сумму в 2021,5 грн.). Где же логика и справедливость?
Помнится, еще в конце июня взявший на себя роль сразу и Чипа, и Дейла губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий провел рабочую встречу с Министром финансов Украины, чтобы решить беды горловского ТТУ. Ведь на 2012 год ТТУ необходимо было 14 млн. грн. субсидии из госбюджета, а дали только 8,9 млн. грн. «Что касается других коммунальных предприятий, то областной бюджет, при адекватном содействии местных бюджетов, готов подставить плечо и, там где возможно, ликвидировать задолженность на уровне предприятий, выплатить людям задолженность», – подчеркнул бывший топ-менеджер СКМ. Но потом все как-то завертелось, закружилось и горловский ГЭТ вновь начал свою азартную «игру в ящик». А местные власти стали устанавливать на него навигаторы и создавать «новый» диспетчерский центр. Не находите сходства с выражением «как мертвому припарки»?
На сегодня в Горловском ТТУ числится 26 троллейбусов и 18 трамваев, часть из которых (16 троллейбусов и 11 трамваев) в скором времени превратится в доноров запасных частей и надгробия советскому электромашиностроению. А коллектив…. Месяца два назад в ТТУ работало около 350 человек – 70 водителей, 130 слесарей, 70 – в службе электрохозяйства, еще 20 человек – в службе пути и 30 человек – в аппарате управления. Я искренне сочувствую этим людям, за счет которых власти залатывают дыры пустого муниципального кармана. И вдвойне сочувствую в том, что их труд и преданность любимому делу не ценят их же пассажиры. Что работники ГЭТ получают в ответ на согласие работать с трехмесячной задолженностью? Нецензурные фразочки подростоков-халявщиков, хамство льготников, презрительные взгляды водителей и комментарии в интернете, мол, «пора бы их в шею гнать» да «они сами виноваты в своих бедах». У нас разучились ценить чужой труд и с пониманием относиться к тем, кто предан своему делу. А я все равно горжусь этими мужественными людьми, которые находят в себе силы сохранять в нашем городе электротранспорт. Вы можете не верить, но когда их фотографируешь за работой, то они приветливо улыбаются и машут рукой. При этом четко понимаешь, что работают они на голом до неприличия энтузиазме.
Что же дальше и каков предел человеческого терпения? Об этом спрашивают и сами работники нашего ТТУ: «Коллектив предприятия, профсоюз и руководство неоднократно обращались к городскому голове, депутатам горсовета, но получали письма-отписки: у города денег нет. Профком писал письма губернатору Донецкой области, в Верховную Раду, но наши обращения не были услышаны и возвращались назад, в городской исполком. Из всего вышеизложенного мы делаем выводы, что городским властям горэлектротранспорт не нужен. Теперь мы спрашиваем вас, жители Горловки: «А нужен ли вам горэлектротранспорт?». Мы хотим, чтобы вы знали, что с каждым днем трамваев и троллейбусов выходить на линию будет все меньше и меньше, но это не по нашей вине. И может случиться так, что в скором времени на улицах города вы больше не увидите ни одного трамвая и троллейбуса».
Думаю, что когда начнут активно сдавать трамвайные рельсы на металлолом (как это уже произошло в некоторых районах Донецка), троллейбусы будут законсервированы (как это частично случилось в Углегорске), а контактные линии разворованы «неизвестными» (печальный опыт Макеевки), то появится новый проект по возрождению горловского ГЭТ. Найдется очередная программа и «инициативные» люди, жаждущие освоить государственные средства. Попытаются даже вернуть тех работников, которые перебрались в Донецк или ушли в «диспетчеры» служб междугороднего такси. Вот только сами машины уйдут в небо, оставив «плакать ангелов и хохотать чертей, сидящих на невидимых проводах» горловского электротранспорта. Лирика, говорите? А что еще остается, глядя на нашу погибающую реальность?
(Горловский Медиа Портал)
Write a comment