Солидарность: горловские анархисты на 96-ой годовщине Донецко-Криворожской республики

В истории Украины не так уж и много тем, которые бы по-настоящему считались табуированными. Время, знаете ли, такое - свобода слова, толерантность, поиски правды и всяческие иные атрибуты «истинно демократического общества». Запретных страниц у отечественной Клио, безусловно, не так уж и много, но они все-таки есть. Донецко-Криворожская Советская Республика – не просто кость в горле для национально сознательных историков Украины, а серьезная причина обтурационной асфиксии вследствие обильного выделения ядовитой слюны. Даже в донецких школах эту тему стараются обойти как можно мягче, дабы не вкладывать в юные умы идею объединения граждан Юго-Восточной Украины не на национальной, а на экономической почве. А так… так создание страны возможно лишь на той территории, где у населяющих ее людей существует божественно-племенное происхождение. Причем, у них должен быть свой язык, «великие деятели искусств», а также героическая летопись страданий, угнетений и какая-нибудь освободительная война. 

Фото Алексей Коломиец
Фото Алексей Коломиец

«Если открыть современный украинский учебник истории, то про УНР там будет сорок страниц, про ЗУНР — четырнадцать, а о Донецко-Криворожской республике (первоначально она называлась просто Донецкой), объявившей в 1918 году войну Германской империи и лично кайзеру Вильгельму, обладавшей вооруженными силами большими, чем армии УНР и ЗУНР вместе взятые, героически сражавшейся с немцами несколько месяцев, имевшей собственное правительство, идеологию и проводившей политику, независимую как от Москвы, так и от Киева, не сказано ни слова! Как будто этой республики не было», - еще два года назад после выхода книги Владимира Корнилова о ДКР написал скандальный киевский историк-публицист Олесь Бузина. И, несмотря на то, что в Донбассе имя основателя ДКР Федора Сергеева (он же - товарищ Артём) увековечено в памятниках, улицах и городах, даже в советское время о Донецко-Криворожской республике предпочитали лишний раз не вспоминать. В рамках жесткой украинизации Донбасса, которая началась в середине двадцатых годов и длилась фактически до войны, эта тема считалась, мягко говоря, опасной. Это противоречило «ленинской национальной политике». Украинцы должны были сознавать себя существенной частью большой советской страны, поэтому Донбасс был отдан им попросту на «откуп». Весомый и ощутимый экономический козырь. С того времени УССР стала не только аграрной, но и индустриальной республикой. 

 

С падением советской империи, как было сказано выше, донецко-криворожский период Донбасса так и остался persona non grata в учебниках истории и научных трудах. Причем украинские профессора и академики настоятельно не рекомендовали студентам приоткрывать юго-восточные саркофаги. Почему? Да потому, что сколько бы не говорили об унитарности и демократичности Украины, это государство по своей сути является империей, ревностно охраняющей свою немалую территорию и насильно насаждающее единонациональную политику. Реакционный национализм имперского типа с демократическим лицом. И на Западной Украине он сегодня достигает своего пика. Точно так же, как русские историки считают Украину Малороссией, наши считают Донбасс исконной частью Украины. Якобы на том основании, что тут когда-то в степи селились запорожские казаки. Правда, заводов они не строили, в шахты не шли и никакого отношения к современным донбасским городам не имеют. Но это же неважно, главное, что по решению кровавого пролетарского вождя эта территория более 90 лет назад вошла в состав Украины. Да, в создании Донбасса принимало участие немало украинцев. Но то же можно сказать и о русских, немцах, белорусах, поляках, греках, сербах, татарах и многих-многих других народах. А рабочая идеология, по мнению все тех же украинских светил истории, вообще не имела права стать основанием для создания республики. 

 

Так и живем. Осуждая умышленно скрываемые советскими историками факты украинских трагедий и продолжая умышленно скрывать страницы истории своего главного промышленного региона. Многие сегодня говорят, что ДКР был исключительно большевистским проектом. Однако это один из наиболее распространенных мифов современности. Например, в состав II областного съезда Донецкого и Криворожского бассейнов входило 146 делегатов: 49 большевиков, 44 меньшевика, 42 эсера и 2 анархиста. А известный анархо-синдикалист Герман Сандомирский был такого мнения: "Перед нами в Донецкой области стоит вопрос, может ли развиваться российский капитализм, если питающий его район, Донецкая область, будет отрезан от России таможенной стеной со стороны Украины. Союз казачьих республик, со своей стороны, хочет отделить Донецкий район таможенной чертой и от Украины, и от России. Наилучшее решение вопроса было бы выделение бассейна в самоуправляющуюся область…".

 

Провозглашение Донецко-Криворожской республики 12 февраля 1918 года стало для рабочих Юго-Востока примером и символом самостоятельности в решении своих проблем. Без России и без Украины. Подробнее о том какая валюта, какие органы управления и войска были у ДКР каждый желающий может ознакомиться в книге известного донецкого и украинского политолога Владимира Корнилова «Расстрелянная мечта».

 

А нам остается лишь помнить о тех славных событиях. 9 февраля в Донецке возле памятника Артему прошел митинг в честь 96-ой годовщины основания Донецко-Криворожской республики. В нем приняли участие более 70 человек. Несмотря на мало впечатляющие цифры, это был самый большой митинг в честь ДКР за последние 20 лет. "Лучше всего" на нем были представлены ПСПУ, партия «Русский блок» и общественная организация «Донецкая республика». Но были также и представители Союза граждан Украины, Антифашистский комитет, рабочий клуб «Герника», активисты движения «Борьба». Из Горловки в митинге приняли участие анархисты, в число коих вошел и автор этой статьи. 

 

Безусловно, звучали слова о важности как самой ДКР, так и фигуре Федора Сергеева. Но, увы, митинг был слишком политизирован. Лично у меня вызвало недоумение наличие здесь русских флагов «триколоров» и «имперок», а также плакаты «Донбасс за таможенный Союз!» и «Донецко-криворожская республика – территория Российской Федерации». В этой связи опечалила и пророссийская позиция ПСПУ, то и дело выкрикивавшая неуместные речевки о «майданутых» и бандерлогах. Участвуя в данном митинге, мы, анархисты, сознавали степень маргинализации этого мероприятия, но все-таки хотелось бы, чтобы люди из прошлого выносили правильные уроки, а не использовали подобные митинги для прославления, хоть и братской, но такой же капиталистической страны. Не для этого 96 лет назад товарищ Артем создавал Донецко-Криворожскую республику. Не для этого.

 

 

В своем выступлении я отметил, что необходимо быть, прежде всего, патриотом своего региона – Донбасса и понимать все его слабые и сильные стороны. Учитывать низкую пассионарность рабочего класса, государственное давление на служащих и криминализационный контроль бизнес-сферы. Да, понимать и… разъяснять/напоминать вытесненные украинскими национальными идеями марксистские принципы классового противостояния. Сегодня необходимо «противостоять и экспансии каких-либо националистической пропаганд», а также чтить героев своего края, показавших нам пример эффективной борьбы. Против кого? Против тех, кто уже два столетия пытается унизить и использовать Донбасс. Донбасс достоин того, чтобы его уважали и считались с его мнением, даже если оно не столь политически сознательно, как этого хотелось бы сегодня многим. Нам нужно помнить свою историю, своих героев, свои праздники. Именно с этого и начинается патриотизм.

Write a comment

Comments: 0